Все о реке Неве: мосты, притоки, наводнения... | |||||||||||||
|
|||||||||||||
НАБЕРЕЖНЫЕ
Список набережных будет постоянно пополнятся, пока не удастся перечислить и дать описание всем набережным водоемов Санкт-Петербурга.
Список основных набережных Невы и других водоемов Санкт-Петербурга с описаниями. АДМИРАЛА ЛАЗАРЕВА НАБЕРЕЖНАЯ
Набережная Адмирала Лазарева, расположенная на левом берегу Малой Невки, протянулась от Большой Зелениной улицы до Пионерской улицы. Первоначально именовалась набережной реки Малой Невки. С 1887 г. называлась Колтовской набережной по находившейся здесь Колтовской слободе. (Колтовская слобода получила такое название по старому наименованию Невского полка, командиром которого какое-то время был Петр Колтовский.) Современное название набережная получила в 1952 г. в честь М. П. Лазарева — знаменитого русского мореплавателя и флотоводца. Берега оформлены низким банкетом и ограждением простого рисунка. Протяженность набережной Адмирала Лазарева около 0,7 км.
Топонимическая энциклопедия Санкт-Петербурга: От Большой Зелениной ул. до Пионерской ул. (Петроградский район, Петербургская часть). Первоначальное наименование Набережная ул. по Малой Невке (от Левашовского пр. до р. Ждановкн) известно с 1829 г. С 1836 г. — наб. р. Малой Невки. 16 апреля 1887 г. присвоено название Колтовская наб. по наименованию местности Колтовская, происходившему от названия Колтовской слободы. Участок от Пионерской ул. до р. Ждановки в 1930-е гг. вошел в территорию завода «Вулкан». Современное название присвоено 15 декабря 1952 г. в честь М. П. Лазарева (1788-1851), русского флотоводца и мореплавателя, исследователя Антарктиды. АДМИРАЛА МАКАРОВА НАБЕРЕЖНАЯ
Набережная Адмирала Макарова, расположенная на левом берегу Малой Невы, протянулась от Биржевой площади до набережной реки Смоленки. Раньше набережная называлась Тучкова набережная по Тучкову мосту. В 1952 г. она была переименована в честь С. О. Макарова — великого русского флотоводца. До середины XIX в. на северном берегу Васильевского острова до Тучкова моста находился морской порт. В XVIII в. берега были укреплены деревянными стенками. В 1806—1810 гг. сооружена высокая гранитная стенка на реке Малой Неве, одновременно с созданием архитектурного ансамбля на Стрелке Васильевского острова. Против Тифлисской улицы был создан эффектный гранитный лестничный спуск со скульптурами лежащих львов. Лестница-спуск делится огромными гранитными камнями на три части. Работами руководил архитектор И. В. Рогинский. В 1829—1832 гг. постоянная набережная протянулась от Биржевой линии до Тучкова моста. Этот участок имел три каменных выступа, огражденных парапетами: у Волховского переулка, Среднего проспекта и Тучкова переулка. На этих участках набережная строилась как грузовая и не имела ограждений. В 1958—1966 гг. высокая гранитная стенка была доведена до реки Смоленки (по проекту инженеров Б. Б. Левина, А. Д. Гутцайта и архитектора Л. А. Носкова). В 1958 г. были отреставрированы каменные львы на спуске против Тифлисской улицы. Набережная Адмирала Макарова является памятником архитектуры и охраняется государством. Протяженность набережной 1,7 км.
АДМИРАЛТЕЙСКАЯ НАБЕРЕЖНАЯ
Адмиралтейская набережная, расположенная на левом берегу Невы, протянулась от Дворцового проезда до площади Декабристов. Название было дано по Главному Адмиралтейству в 1880 г. С 1922 г. по 1944 г. именовалась Набережной Рошаля в честь С. Г. Рошаля, участника революционного движения 1917 г. В 1704—1860 гг. этот берег относился к верфям Адмиралтейства. В 1820—1824 гг. были сооружены парадные гранитные лестничные спуски Петровский и Дворцовый (по проекту инженера А. Д. Гетмана и архитектора К. И. Росси). В 1832 г. Дворцовый спуск был украшен скульптурами львов и порфировыми вазами, которые в 1874 г. были перенесены на Петровский спуск. Фигуры львов были вычеканены из листовой меди в 1832 г. по модели И. П. Прокофьева. В 1873—1874 гг. (после упразднения верфей Адмиралтейства) была возведена высокая гранитная стенка (по проекту инженеров В. М. Карловича и С. С. Селянинова). В 1914— 1916 гг., в связи со строительством Дворцового моста, Дворцовый спуск был перемещен ниже по течению, напротив восточного павильона Адмиралтейства. Сюда же были перенесены и львы, которые были установлены на гранитные и чугунные пьедесталы. Адмиралтейская набережная является выдающимся памятником архитектуры и охраняется государством. Протяженность набережной 0,4 км.
АДМИРАЛТЕЙСКОГО КАНАЛА НАБЕРЕЖНАЯ
Набережные Адмиралтейского канала протянулись от набережной Ново-Адмиралтейского канала до площади Труда. Первоначально носила название Набережная линия, впоследствии — Голландская набережная по острову Новая Голландия. Современное название известно с 1820-х гг. С 1922 г. по 1991 г. она именовалась набережная канала Круштейна в соответствии с названием канала в то время. В 1959 г. были созданы постоянные набережные Адмиралтейского канала (по проекту инженера Б. Б. Левина и архитектора Е. Е. Розенфельда). При этом по левому берегу были сооружены гранитные набережные с низким банкетом и озелененным откосом, а по правому — высокая гранитная стенка с чугунными ограждениями, как на реке Мойке. Протяженность банкета по Адмиралтейскому каналу — 250 м, высокой стенки — 425 м.
Топонимическая энциклопедия Санкт-Петербурга: От пл. Труда до наб. Ново-Адмиралтейского кан. (Адмиралтейский район, Адмиралтейская часть). В середине XVIII в. носила название Набережная линия, как и многие другие набережные рек и каналов. Впоследствии — Голландская наб. (1776-1822 гг.). Название дано по о.Новая Голландия, находящемуся на противоположном берегу канала. Существовал также вариант Голландская Набережная ул. (1822 г.). Современное название известно с 1821 г. До 1829 г. употреблялся также вариант Набережная ул. по Адмиралтейскому кан. На плане 1829 г. в ее состав включена и нечетная сторона современного Конногвардейского бульв., на месте которого тогда протекал канал. Со 2 декабря 1922 г. по 4 октября 1991 г. именовалась набережной канала Круштейна в соответствии с названием канала в то время. АНГЛИЙСКАЯ НАБЕРЕЖНАЯ
Английская набережная, расположенная на левом берегу Невы, протянулась от площади Декабристов до набережной Ново-Адмиралтейского канала. В первой половине XVIII в. она называлась Нижней набережной, так как находилась в нижнем течении Невы. Почти до конца XVIII в. ее именовали Галерной набережной по Галерной верфи. С конца XVIII в. она получила название Английской, так как на ней жили преимущественно английские купцы, а также находились английское посольство и церковь (д. 56). В 1918 г. она была переименована в набережную Красного Флота. В ночь «штурма» Зимнего дворца в октябре 1917 г. у этой набережной (напротив д. 22) стоял крейсер «Аврора». В 1994 г. набережной вернули ее историческое название, и связано это было с приездом в Санкт-Петербург английской королевы Елизаветы II. До середины XVIII в. берега были укреплены деревом. В 1770—1788 гг. была сооружена высокая гранитная стенка с гранитным парапетом (по проекту архитекторов Ю. М. Фельтена и И. Л. Росси). В 1819—1821 гг. участок набережной у площади Декабристов был перестроен для береговых устоев наплавного Исаакиевского моста (по проекту инженеров А. А. Бетанкура и В. К. Треттера). В 1842—1850 гг. при возведении Благовещенского (Николаевского, ныне моста Лейтенанта Шмидта) моста был переложен участок набережной, примыкающей к мосту. В 1938 г. при реконструкции этого же моста набережная претерпела небольшие изменения. Английская набережная является выдающимся памятником архитектуры и охраняется государством. Протяженность набережной 1,3 км.
Топонимическая энциклопедия Санкт-Петербурга: От пл. Декабристов до наб. Ново-Адмиралткйского кан. (Адмиралтейский район, Адмиралтейская часть). Первоначально — 1-я линия ниже Адмиралтейства (1715 г.-1730-е гг.), также Набережная линия (1720-1762 гг.). 20 апреля 1738 г. присвоено название Береговая Нижняя Набережная ул., связанное с тем, что улица находилась ниже по течению р. Невы относительно Верхней Набережной ул. (ныне Двориовая наб.). Наименование исчезло в 1784 г. Существовали также варианты Береговая ул. (1753-1771 гг.), Набережная ул. (1746-1791 гг.), Набережная Большой Невы реки линия (1792-1795 гг.), Нижняя Набережная линия (1756-1765 гг.) и Нижняя Набережная Невы реки линия (1784 г.). Во 2-й половине XVIII в. параллельно употреблялись следующие названия: Исакиевская Нижняя набережная линия (1760-1764 гг.), Исакиевская Набережная ул. (1761-1790 гг.), Исакиевская Набережная линия (1770-1776 гг.), Исакиевская наб. (1768-1800 гг.), также, ошибочно, Исаковская линия (1756 г.). Названия в написании, принятом в XVIII в., даны по Исаакиевской церкви, находившейся тогда ближе к берегу р. Невы. Галерная линия (1761-1797 гг.), Галерная Набережная линия (1763 г.), Галерная Набережная ул. (1773-1800 гг.), Галерная Исакиевская Набережная ул. (1790 г.), Галерная наб. (1768-1820 гг.). Названия даны по Галерному двору — группе домов на набережной, находящихся вблизи Галерной верфи; Невская наб. (1776-1803 гг.). Название дано по р. Неве, вдоль которой она проходит; Аглинская линия (1777-1802 гг.), Аглинская наб. (1779-1804 гг.) или Аглинская Набережная ул. (1793-1799 гг.), Английская наб. (1809-1837 гг.), Английская наб. (1829 г.- октябрь 1918 г. и с 8 сентября 1994 г.). Названия связаны с тем, что, как отмечалось в одном из описаний Петербурга, «большая часть жителей галерного двора суть англинские купцы». На набережной находились английское посольство и церковь (д. 56). К началу XIX в. это название вытеснило все остальные и стало официальным. В октябре 1918 г. переименована в наб. Красного Флота в память о том, что у этой набережной (напротив д. 44) стоял крейсер «Аврора» в ночь штурма Зимнего дворца к октябре 1917 г. 8 сентября 1994 г. возвращено историческое название в связи с приездом в Санкт-Петербург английской королевы Елизаветы II. АПТЕКАРСКАЯ НАБЕРЕЖНАЯ
Аптекарская набережная, расположенная на левом берегу реки Большой Невки, протянулась от набережной реки Карповки до проспекта Медиков. Название набережная получила от одноименного острова. В 1979 г. была возведена высокая железобетонная стенка, облицованная гранитными плитами, и были построены лестничные спуски к воде из гранита (по проекту инженеров Б. Б. Левина, Б. Н. Брудно и архитекторов Л. А. Носкова, Л. В. Говорковского, В. М. Иванова). Протяженность набережной 1,9 км.
Топонимическая энциклопедия Санкт-Петербурга: От наб. р. Карповки до пр. Медиков (Петроградский район, Петербургская часть). На плане 1828 г. участок от р. Карповки до Аптекарского пр. вместе с частью современной ул. Академика Павлова от Аптекарского пр. до поворота обозначен как Аптекарский пр. Название дано по Аптекарскому острову, на котором находится проезд (Аптекарский пр. в нынешних границах на этом плане имеет название Песочная ул.). Современное наименование присвоено 16 апреля 1887 г. на участке от р. Карповки до Аптекарского пр. Около 1982 г. продлена от Аптекарского пр. до пр. Медиков. АРСЕНАЛЬНАЯ НАБЕРЕЖНАЯ
Арсенальная набережная, расположенная на правом берегу Невы, протянулась от Арсенальной улицы до улицы Академика Лебедева (Литейного моста). Свое название набережная получила в 1887 г. по находящемуся на ней заводу «Новый Арсенал», переведенному на Выборгскую сторону с левого берега Невы (Литейной части), (ныне АО «Арсенал»). Здание «Нового Арсенала» было построено в начале XIX в. архитектором Ф.И.Демерцовым, а перестроено в 1870 г. архитектором Р. Р. Генрихсеном. Первоначально набережная шла от Арсенальной ул. до Большого Сампсониевского пр. , включая часть современной Пироговской наб. 17 декабря 1898 г. из состава выделена Пироговская набережная. До начала XX в. был укреплен только небольшой участок при строительстве Литейного моста. В 1928-1929 гг. была устроена постоянная набережная от площади Ленина до улицы Михайлова со стенкой, выложенной диабазом (по проекту инженеров Б. Д. Васильева и Е. В. Тумиловича). В 1967—1970 гг. участок от Литейного моста до восточного края площади Ленина был оформлен гранитной стенкой и спуском к Неве (по проекту инженера Л. Н. Соболева и архитектора А. В. Васильева). В 1979-1982 гг. гранитная стенка двухъярусной набережной была доведена до Арсенальной улицы (по проекту инженера Л. Н. Соболева, архитекторов В. М. Иванова, Ю. Г. Шиндина). Набережная была ограждена гранитным парапетом. Напротив здания бывшего Арсенала были сооружены гранитные лестничные спуски, декорированные отливками под старинные мортиры с ядрами. Протяженность Арсенальной набережной 1,4 км.
БОЛЬШОЙ НЕВКИ НАБЕРЕЖНАЯ
Набережная левого берега Большой Невки, проходи по Каменному о. от Ушаковского моста до начала наб.Средней Невки (до перекрестка с Большой аллеей). Длина около 1150 м.
БУМАЖНОГО КАНАЛА НАБЕРЕЖНАЯ
Набережная проходит от ул. Бумажной до ул. Перекопской и Сутугина моста. Длина около 500 м. Название известно с 1909 г.
ВОЛКОВКИ РЕКИ НАБЕРЕЖНАЯ
Набережные реки Волковки протянулись от Мгинской улицы до Днепропетровской улицы. Первоначально называлась набережная Черной речки, как в то время именовалась река. В XVIII-XIX вв. берега реки были укреплены деревом только на некоторых участках. В 1968-1972 гг. недалеко от Волковской водопроводной станции, Волковского кладбища и Волковского проспекта были возведены высокие железобетонные стенки (от 3 до 6 м), декорированные рустом «под камень» (по проекту инженера Л. Н. Соболева). Стенки были покрыты силикатными красителями. Ограждения были сделаны металлическими сварными и закреплялись в гранитных тумбах. В районе Мгинской улицы берега реки были укреплены низкими банкетами с рустовкой «под камень» и были также покрыты силикатными красителями. Протяженность обоих берегов реки Волковки 1,5 км.
Из Топонимической Энциклопеди Санкт-Петебурга: От Мгинской ул. до Днепропетровской ул. (Фрунзенский район, Волково). Первоначальное название наб. Черной речки (от Мгинской ул. до Грааповского моста) известно с 1849 г. Происходит от наименования Черной речки, в состав которой включалась тогда р. Волковка. С 16 апреля 1887 г. — в современной форме, в связи с присвоением реке ее современного названия. В начале XX в. употреблялось также наименование Немецкий пер. по Немецкому (Волковскому лютеранскому) кладбищу. В 1912 г. продлена до Днепропетровской ул. С 1908 г. до 1950-х гг. существовала также набережная по левому берегу реки от ул. Салова до Касимовской ул. Южный ее участок затем отошел к Алмазной ул. ВЫБОРГСКАЯ НАБЕРЕЖНАЯ
Выборгская набережная, расположенная на правом берегу Большой Невки, протянулась от Малого Сампсониевского проспекта до набережной Черной речки. Название набережная получила в середине XVIII в. от Выборгской стороны, по которой она проходит. (Участок набережной между Сампсониевским и Гренадерским мостами до 1923 г. назывался Сампсониевской набережной, затем набережной Фокина, позже — Выборгской.) В XVIII—XIX вв. эти берега были укреплены деревянными стенками. В 1970—1975 гг. была сооружена высокая гранитная стенка с чугунным ограждением на гранитных тумбах на участке между Сампсониевским и Гренадерским мостами (по проекту инженеров Е. А. Болтуновой, Е. А. Бойко и архитектора Л. А. Носкова). При строительстве транспортной магистрали набережную пришлось вынести в сторону реки на восемь метров. В 1973—1977 гг. была сооружена высокая гранитная стенка с чугунными ограждениями на участке между Гренадерским и Головинским мостами (по проекту инженера Б. Б. Левина и архитектора В. М. Иванова). При этом были устроены два лестничных спуска к воде. Протяженность набережной почти 3 км.
ГРИБОЕДОВА КАНАЛА НАБЕРЕЖНАЯ
Набережные канала Грибоедова протянулись от набережной реки Мойки до набережной реки Фонтанки. Разные участки набережной в разное время носили названия: Рожественская, Береговая, Морская, Садовая, Вознесенская, Пушкарская, Казанская, Екатерининская. С конца XVIII в. появилось название набережная Екатерининского канала. С 1923 г. по 1929 г. она именовалась набережная канала Писателя Грибоедова, впоследствии — набережная канала Грибоедова в связи с переименованием канала.В 1764 г. генерал-фельдцех-мейстер Н. П. Вильбоа представил доклад «Об очищении Глухой речки на пользу и укрепление столицы». После этого начались работы по углублению канала, строительству гранитных стенок, грузовых съездов, лестничных спусков и мостов. Руководили строительством инженеры И. Н. Борисов, И. М. Голенищев-Кутузов, Ф. В. Бауэр и К. Ф. Модерах. В 1779 г. на участке от реки Мойки до Крюкова канала начались работы на набережных под руководством инженера И. Н. Борисова. При этом были сооружены лестничные спуски и чугунные решетки, соединяющие гранитные тумбы. Причем в устье ограждения имеют такой же вид, как и на реке Фонтанке. В 1954—1956 гг. на участке от реки Мойки до улицы Ракова стенка набережной была полностью переделана в граните (по проекту инженера Б. Б. Левина). Набережные канала Грибоедова являются памятником архитектуры и охраняются государством. Протяженность набережных около 4,6 км.
Топонимическая энциклопедия Санкт-Петербурга: От наб. р. Мойки до наб. р. Фонтанки (Центральный и Адмиралтейский районы, Казананская, Спасская и Коломенская части). 20 августа 1739 г. было присвоено шесть названий разным участкам набережной: Рожественская Набережная ул. (нечетная сторона от р. Мойки до Гороховой ул.) — по церкви Рождества Богородицы, стоявшей тогда на месте Казанского собора, — в написании, принятом в XVIII в. и в 1-й половине XIX в.; Береговая ул. (нечетная сторона от пер. Гривцова, до Львиного иер.); Морская Набережная ул. (нечетная сторона от ул. Декабристов до р. Фонтанки, включая проезд по восточному краю Театральной пл.) — в этой части города предполагалось поселить морских служителей Адмиралтейской верфи; Садовая Набережная ул. (четная сторона от р. Мойки до Мучного пер.) — по проходящей параллельно ей Садовой ул.; Вознесенская Набережная ул. (четная сторона от Мучного пер. до Крюкова кан.) — по церкви Вознесения Господня (на месте д. 76); Пушкарская Набережная ул. (четная сторона, от Крюкова кан. до р. Фонтанку) — по находившейся здесь Пушкарской слободе. Пять из этих наименований (кроме Пушкарской Набережной ул.) встречаются на картах и в справочниках вплоть до 1762 г., однако четыре из них так и остались на бумаге и только название Морская Набережная ул. (в форме Морская наб.) реально употреблялось до 1790 г. Бытовали также наименования Набережная ул. (1766 г., на всем протяжении), как и для многих других набережных, и Набережная Большая Проезжая ул. (1768 г.). В конце XVIII в. существовали два названия. Первое - Казанская наб. (1776-1798 гг., нечетная сторона) — но Казанскому собору. Существовал также вариант Казанская Набережная ул. (1786 г.). Участок набережной от Мастерской ул. до Мясной ул. в 1789-1798 гг. иногда, вероятно ошибочно, именовался Екатерингофская наб., как и этот участок канала, из-за того, что по берегу проходила Екатериигофская ул. (ныне пр. Римского-Корсакова). Второе - Екатерининская наб. (1776-1802 гг., четная сторона) — по названию канала. На плане 1798 г., вероятно ошибочно, участок четной стороны от р. Мойки да Крюкова кан. обозначен как Казанская наб., а оставшаяся часть четной стороны и вся нечетная сторона — как Екатерининская наб. Параллельно в 1774 г. появляется наименование наб. Екатерининского кан. На некоторых планах 1821-1829 гг. нечетная сторона обозначена как Набережная ул. по Екатерининскому кан., четная сторона — как Екатерининская наб. С 6 октября 1923 г. называется наб. кан. Писателя Грибоедова (до 1929 г.), впоследствии — наб. кан. Грибоедова в связи с переименованием канала. ДВОРЦОВАЯ НАБЕРЕЖНАЯ
Дворцовая набережная, расположенная на левом берегу Невы, протянулась от набережной реки Фонтанки до Дворцового проезда. В первой половине XVIII в. берега здесь были укреплены деревом. Каменная набережная была создана в 1764—1768 гг. (по проекту архитектора И. Л. Росси), при этом берег был вынесен в сторону реки. Каменная стенка была облицована массивными гранитными блоками. В 1772-1773 гг. набережная перед Зимним дворцом была значительно перестроена и с еще большим выносом в сторону реки (по проекту архитектора Ю. М. Фельтена). В 1925—1929 гг. набережная у Зимнего дворца была укреплена (по проекту инженера Б. Д. Васильева), при этом большое внимание было уделено сохранению исторических форм. Дворцовая набережная является выдающимся памятником архитектуры и охраняется государством. Протяженность набережной 1,7 км.
Первоначальное название Наличная линия известно с 1737 г. Наименование характерно для передних, лицевых улиц. 20 апреля 1738 г. присвоено название Верхняя Набережная ул., связанное с тем, что улица находилась по течению р. Невы выше относительно Нижней Набережной ул. (ныне Английская наб.). Наименование существовало до середины XVIII в. Употреблялись также варианты Верхняя Набережная линия (1739-1748 гг.), Набережная Верхняя Каменная линия (1739 г.), Верхняя Набережная Невы реки линия (1748 г.), Набережная Невы реки линия (1747 г.) и просто Набережная линия (1748-1766 гг.), Набережная ул. (1739 г.) и Верхняя наб. (1753-1762гг.). Впоследствии - Милионная Набережная ул. (1748-1781 гг.) или Милионная набережная линия (1751-1763 гг.), позже - Милионная наб. (1780-1790 гг.) или Большая Милионная наб. (1789-1794 гг.)— в написании, принятом в XVIII в. Названия даны по Миллионной ул. Употреблялось еще название Невская наб. (1778-1802 гг.) по р. Неве, вдоль которой она проходит. Так именовались и другие набережные р. Невы. Параллельно в 1776 г. появляется название Дворцовая наб. Связано с местонахождением (д. 38) Зимнего дворца. Существовали варианты Дворцовая Набережная ул. (1781-1822 гг.), Большая Дворцовая наб. (1794 г.- начало XIX в.) и Большая наб. (1796 г.-1800-е гг.). В 1796-1860 гг. наименование иногда распространялось на современную наб. Кутузова. С 6 октября 1923 г. по 13 января 1944 г. называлась наб. Девятого Января (1905 г.) в память о дне расстрела на Дворцовой пл. царскими войсками мирного шествия рабочих. ЕКАТЕРИНГОФКИ РЕКИ НАБЕРЕЖНАЯ
От Двинской ул. до Лесного порта (Кировский район, Гутуевский остров). Проходит по о. Гутуевскому от Гутуевского моста в сторону ул. Невельской и далее на юго-запад. Длина немногим более 1 км.
Первоначальное название наб. Черной речки (от Двинской ул. до д. 19) известно с 1849 г. Присходит от наименования Черной речки, как тогда называлась р. Екатерингофка. С 12 июля 1864 г. применяется современное название в связи с переименованием реки. Официально название присвоено 16 апреля 1887 г. В 1896 г. продлена до д. 31. В 1970-е гг. продлена до Лесного порта. С 1920-х гг. до конца 1950-х гг. включала участок от р. Невы до Двинской ул., впоследствии упраздненный. ЖДАНОВСКАЯ НАБЕРЕЖНАЯ
Ждановская набережная протянулась от Большого проспекта Петроградской Стороны до Ждановской улицы. Первоначально — Никольская Набережная ул. (1730-е гг.-1792 г., от пер. Талалихина до Офицерского пер., включая частъ современной ул. Блохина). Название связано с местонахождением (ул. Блохина, 26) церкви Успения Богородицы (ныне Князь-Владимирский собор), в которой находился придел Николая Чудотворца. На плане 1753 г. обозначена как Николаевская Набережная ул.
Участок от Офицерского пер. до р. Малой Немки, включая часть современной Ждановской ул., на плане 1753 г. и в рукописи описания Петербурга А. Богданова (1762 г.) обозначен как Инженерная наб., названная по местонахождению (Ждановская ул., 13) Инженерного Шляхетного кадетского корпуса (ныне Военная инженерно-космическая академия им. А.Ф. Можайского), с которым связано происхождение и некоторых других топонимов этой части города, а также и нескольких последующих наименований набережной. Фактически название Инженерная наб. не употреблялось.
С 1783 г. — наб. р. Ждановки. До 5 марта 1871 г. в ее состав обычно включался участок современного пр. Добролюбова от Провиантской ул. до Большого пр., проходивший вдоль не существующей ныне протоки, которая иногда включалась в р. Ждановку. В конце XVIII - начале XIX в. параллельно существовали следующие наименования: - Кадетская ул. (1798 г., от Большого пр. дор. Малой Невки); - Корпусная наб. (1804-1817 гг., в тех же границах). Участок от Большого пр. до Офицерского пер. на плане 1821 г. вновь включен в состав Кадетской ул., проходившей, однако, далее по современной Ждановской ул.; - пр. с Тучкова моста (1783 г.), пр. к Тучкову мосту (1799 г.), пр. от Тючкова моста (1822 г.). Название дано по Тучкову мосту через р. Малую Неву, от которого начинается проезд. В форме наб. р. Ждановки название просуществовало до 1969 г. С 1892 г. до 1920-х гг. употреблялся также вариант наб. речки Ждановки. Параллельно с 1914 г. появляется наименование в современной форме. Северный участок в 1930-е гг. вошел в состав Ждановской ул. В 1931—1935 гг. была создана набережная на правом берегу реки между Ждановским и Тучковым мостами (по проекту инженеров Г. К. Усова, И. Б. Тарасенко и архитектора К. М. Дмитриева). При этом стенки были облицованы диабазовой шашкой. В 1962 г. на левом берегу реки до Ждановского моста была возведена высокая гранитная стенка (по проекту инженера Г. С. Яковлевой и архитектора Л. А. Носкова). Ограждение такое же, как и на правом берегу (архитектор К. М. Дмитриев). В 1963 и в 1971 — 1976 гг. оба берега от Ждановского моста вниз по течению были оформлены низким гранитным банкетом с озелененным откосом и гранитными лестницами (по проекту инженера А. А. Соколова и архитекторов Л. А. Носкова, В. М. Иванова). Протяженность обоих берегов свыше 3,2 км. ЗЕЛЕНАЯ НАБЕРЕЖНАЯ
Набережная Ижорского пруда в г. Колпино, проходит от ул. Ижорского батальона до ул. Оборонной. Длина около 700 м.
ЗИМНЕЙ КАНАВКИ НАБЕРЕЖНАЯ
Набережные Зимней канавки протянулись от Дворцовой набережной до набережной реки Мойки. При строительстве старого Зимнего дворца в 1718—1719 гг. был прорыт канал от Невы до Мойки. Подрядчиком работ выступил посадский человек — «москвитин» — Василий Озеров. Набережная получила наименование Зимнедворцовой. В конце XVIII в. набережная стала называться Почтовой — от Почтового двора, находившегося на Миллионной недалеко от канала. В 1768 г. на углу здания Старого Эрмитажа была установлена мраморная доска с надписью «Почтовая». В начале 1720-х гг. вдоль берега установили каменную стенку на ряжевом (деревянные ящики, заполненные камнем) основании (по проекту архитектора Н. Ф. Гербеля). Но она оказалась неустойчивой. Поэтому в 1782-1784 гг. (во время строительства Эрмитажного театра) ее заменили высокой стеной из бутового камня на свайном основании и облицевали гранитными блоками. На участке между Эрмитажным и Зимним мостами — ограждения из кованых решеток готического рисунка (архитектор И. Дункер). Они крепятся к круглым гранитным тумбам, которые вынесены над стенкой (из-за недостаточной ширины набережных канавки) на гранитных кронштейнах. Между Мойкой и 1-м Зимним мостом ограждения такие же, как на Мойке — чугунные. Спусками к воде служат узкие гранитные лестницы, огражденные решетками. Набережные Зимней канавки являются памятником архитектуры и охраняются государством. Протяженность набережных обоих берегов 0,5 км.
КАНОНЕРСКАЯ НАБЕРЕЖНАЯ
Набережная Морского канала на Канонерском острове. Протяженность около 1200 м.
КАРПОВКИ РЕКИ НАБЕРЕЖНАЯ
Набережные реки Карповки от Аптекарской набережной до Барочной улицы. В XVIII—XIX вв. берега были укреплены низкой деревянной стенкой с озелененным откосом. В 1962-1968 гг. набережная реки была реконструирована (по проекту инженеров В. С. Ксенофонтова, А. А. Куликова, П. П. Рязанцева и архитектора Л. А. Носкова). На участке набережной от Аптекарского моста до Петропавловской улицы была сооружена сборная низкая гранитная банкетная стенка с озелененным откосом, с рядом небольших лестниц — спусков к воде. А от Петропавловской улицы вниз по течению реки была возведена высокая гранитная набережная с гранитными лестничными спусками. Набережная ограждена металлической литой решеткой с гранитными тумбами. Рисунок решетки представляет собой бесконечную витую ленту. В 1980 г. участок набережной между Молодежным и Барочным мостами был укреплен низким железобетонным банкетом (по проекту инженеров А. А. Соколова и Л. Н. Соболева). Протяженность набережной 2,1 км.
КОМСОМОЛЬСКОГО КАНАЛА НАБЕРЕЖНАЯ
Набережная в Колпино. Канал соединяет реку Малая Ижорка и Ижорский пруд.
КРЕСТОВКИ РЕКИ НАБЕРЕЖНАЯ
Набережная реки Крестовки протянулась от Малой Невки до площади Старого Театра. В 1962 г. берега реки Крестовки (протяженностью около 1,4 км) были укреплены низким железобетонным банкетом, облицованным гранитом, с озелененным откосом (по проекту инженера А. Д. Гутцайта и архитектора Л. А. Носкова). На набережной были сооружены лестничные спуски.
КРОНВЕРКСКАЯ НАБЕРЕЖНАЯ
Кронверкская набережная, расположенная на правом берегу Невы, протянулась от Троицкой площади до Кронверкского проспекта. Современное название набережная получила в 1980 г. по Кронверкскому проливу, вдоль которого она проходит. В XVIII—XIX вв. берега были укреплены деревом. В 1901 — 1903 гг. была сооружена высокая гранитная стенка на участке между Троицким и Иоанновским мостами (по проекту инженера Ф. Г. Зброжека и архитектора Л. И. Новикова). В 1967 г. был благоустроен левый берег Кронверкского пролива (по проекту инженера А. Д. Гутцайта), а в 1978 г. был укреплен правый берег пролива железобетонным банкетом (по проекту инженера Б. Б. Левина). В это же время был реставрирован кронверкский гранитный пирс, который служил для выгрузки артиллерийских орудий и был построен в 1850-х гг. (по проекту архитектора П. И. Таманинского). Протяженность Кронверкской набережной около 2 км.
КРЮКОВА КАНАЛА НАБЕРЕЖНАЯ
Набережные Крюкова канала протянулись от набережной реки Фонтанки до площади Труда. Набережная от Мойки до Фонтанки именовалась Никольской по Никольскому каналу, как тогда назывался этот участок канала. С середины XIX в. она стала называться набережной Крюкова канала. В XVIII в. берега были укреплены деревом (за исключением участков у мостов). В 1801 — 1807 гг. была сооружена гранитная стенка с грузовыми съездами к воде и чугунными решетками на участке между Мойкой и Фонтанкой (причем ограждения были однотипны с ограждениями канала Грибоедова). В 1847 г. участок канала от Невы до Адмиралтейского канала был забран в трубу в связи со строительством Благовещенского моста и устройством предмостной площади. Набережные Крюкова канала являются памятником архитектуры и охраняются государством. Протяженность канала — 1,9 км.
КУТУЗОВА НАБЕРЕЖНАЯ
Набережная Кутузова, расположенная на левом берегу Невы, протянулась от Литейного проспекта до набережной реки Фонтанки. Одна из старейших набережных города. До середины XIX в. иногда включалась в состав Дворцовой набережной. Какое-то время называлась Верхней набережной, иногда — Обводной. С 1860 г. — Гагаринская набережная. Название было дано по Гагаринской пристани, которая, в свою очередь, именовалась так по Гагаринскому пеньковому буяну. В 1902 г. получила наименование Французской набережной по находившемуся на ней французскому посольству. В 1918 г. набережная была переименована в набережную Жореса в честь Ж. Жореса — деятеля французского и международного социалистического движения. Современное название было дано в 1945 г. в честь М. И. Кутузова — великого русского полководца, проживавшего на набережной в доме 30. В 1764—1768 гг. была возведена высокая стенка, облицованная массивными гранитными блоками (по проекту архитектора И. Л. Росси). Набережная была вынесена в Неву на несколько десятков метров и ограждена гранитным парапетом. В это же время она была оборудована полукруглыми лестничными спусками. В 1967 г. в связи с реконструкцией транспортной развязки у Литейного моста стенка набережной была отнесена в сторону реки, а у моста сооружен лестничный спуск (по проекту инженера Л.А.Вильдгрубе и архитектора Ю. И. Синицы). Набережная Кутузова является выдающимся памятником архитектуры XVIII в. и охраняется государством. Протяженность набережной Кутузова 0,7 км.
ЛЕБЯЖЬЕЙ КАНАВКИ НАБЕРЕЖНАЯ
Набережные Лебяжьей канавки протянулись от Дворцовой набережной до набережной реки Мойки. В XVIII—XIX вв. берега канала были укреплены деревом. В 1799 г. со стороны Летнего сада возведена терраса, облицованная известняком, с чугунным ограждением художественного литья (по проекту архитектора Г. П. Пильникова), которая была разрушена после наводнения 1824 г. После этого наводнения террасу восстановили и украсили чугунными литыми треножниками. В 1957 г. была восстановлена на террасе решетка художественного литья, утраченная ранее. В 1955—1956 гг. по обоим берегам была сооружена низкая банкетная стенка, облицованная гранитом, с озелененными откосами (по проекту инженера А. Д. Гутцайта и архитектора Л. А. Носкова). Протяженность Лебяжьей канавки 0,6 км.
ЛЕЙТЕНТАНТА ШМИДТА НАБЕРЕЖНАЯ
Набережная Лейтенанта Шмидта, расположенная на правом берегу Невы, протянулась от площади Трезини до 22-й линии Васильевского острова. До середины XVIII в. она именовалась Набережной линией. Набережная имела и другие названия: Большая набережная, Набережная перспектива, Кадетская набережная. В 1887 г. ей было присвоено наименование Николаевская набережная по Николаевскому мосту. Современное название — с 1923 г. после переименования в 1918 г. Николаевского моста в мост Лейтенанта Шмидта. Набережная была сооружена в 1848-1854 гг. (по проекту инженеров С. В. Кербедза и А. А. Серебрякова 2-го) с ограждениями в виде чугунных тумб с цепями. На набережной были сделаны два гранитных лестничных спуска: первый — напротив бывшего Морского кадетского корпуса, второй — у Горного института. Изначально Николаевская набережная была задумана как портовая, поэтому ее стенки имеют пониженную высоту и оборудованы причальными тумбами. На набережной, против здания бывшего Морского кадетского корпуса, у спуска 6 ноября 1873 г. был открыт памятник выдающемуся русскому мореплавателю адмиралу И. Ф. Крузенштерну, который сам успешно окончил Морской кадетский корпус и впоследствии его возглавил. Авторы монумента скульптор И. Н. Шредер, архитектор И. А. Монигетти. В 1956-1957 гг. был сооружен верхний ярус набережной, соединенный с нижним гранитными лестницами (по проекту инженера Б. Б. Левина и архитектора Л. А. Носкова). Набережная Лейтенанта Шмидта является выдающимся памятником архитектуры и охраняется государством. Протяженность набережной 1,4 км.
МАЛОЙ НЕВКИ НАБЕРЕЖНАЯ
Небольшой участок на о. Каменном немногим менее 1 км.
МАЛООХТИНСКАЯ НАБЕРЕЖНАЯ
Малоохтинская набережная (или набережная Малоохтинского проспекта), расположенная на правом берегу Невы, протянулась от Финляндского железнодорожного моста до Большеохтинского моста. Название возникло от одноименного проспекта, проходившего вдоль этой набережной. Название же самому проспекту было дано по поселению Малая Охта, которое, в свою очередь, именовалось по реке Охте, отделявшей этот поселок от Большой Охты. В 1908—1911 гг. при постройке моста Петра Великого (Большеохтинского моста) вдоль набережной был возведен низкий гранитный банкет. Работы по благоустройству берега продолжились в 1939 г. (по проекту инженера Б. И. Тарасенко и под руководством инженера П. П. Степнова), но были прерваны Великой Отечественной войной. В 1965 г. при постройке моста Александра Невского была возведена высокая гранитная стенка протяженностью около 300 м. Сооружение набережной продолжается и в наши дни. Протяженность набережной около 3 км.
МАРТЫНОВА НАБЕРЕЖНАЯ
В июле 1939 года набережная Средней Невки на Крестовском острове в Петроградском районе Санкт-Петербурга была переименована в набережную Мартынова. Имя председателя Кронштадтского Совета рабочих, солдатских и матросских депутатов Михаила Ивановича Мартынова (1882—1919) увековечено в названии Дворца культуры, улицы и площади в Кронштадте. Длина около 2 км.
МАСЛЯНОГО КАНАЛА НАБЕРЕЖНАЯ
Масляный канал находился в южной части Васильевского острова. Он был прорыт в XVIII веке. Позднее вдоль него образовалась набережная. Название Масляного канала произошло от находившегося там Масляного буяна. Буянами в прошлом назывались речные пристани, где производилась погрузка и выгрузка пеньки, льна, кож, масла, сала и других припасов. В Петербурге имелось немало таких буянов. Так, например, на Гутуевском острове был Сельдяной буян, на Галерном острове (у впадения Фонтанки в Неву) — Сальный буян, на небольшом островке, находившемся на Малой Неве,— Тучков пеньковый буян, в юго-восточной части Петроградского острова — Гагаринский пеньковый буян. Раньше здесь, у Масляного буяна, между 23-й и 26-й линиями, проходил Масляный переулок. В 1940-х годах его застроили. Исчез и Масляный канал — он был засыпан. Набережная Масляного канала теперь представляет собою улицу. Она проходит между 22-й и Кожевенной линиями.
МОЙКИ РЕКИ НАБЕРЕЖНАЯ
Набережные реки Мойки протянулись от набережной реки Фонтанки до набережной реки Пряжки. Разные участки набережной в разное время носили названия: Набережная Немецкая улица, Набережная Гостиная улица, Набережная Конюшенная улица, Греческая улица по Мойке, Ледокольная улица по Мойке. В 1711 г. река Мойка была соединена с Фонтанкой, и в это же время ее стали углублять для судоходства. С 1710-х гг. велись работы по укреплению берегов Мойки деревом. В 1798—1810 гг. по обоим берегам Мойки, от Фонтанки до Крюкова канала, и по левому берегу, от Крюкова канала до бывшего Английского проспекта, были сооружены высокая гранитная стенка, гранитные лестничные спуски, чугунные ограждения и гранитные тумбы. В 1825 г. была сделана гранитная терраса-пристань с лестничными спусками и чугунной оградой у Михайловского сада (по проекту архитектора К. И. Росси), которые в 1951 и 1957 гг. были отреставрированы. В 1959—1960 гг. были созданы низкие гранитные стенки набережных с озелененным откосом по обоим берегам на участке между Садовым и Мало-Конюшенным мостами (по проекту инженера А. Д. Гутцайта). В 1975-1976 гг. высокая железобетонная стенка с гранитной облицовкой была продолжена до реки Пряжки (по проекту инженера Л. Н. Соболева). Набережные реки Мойки являются памятником архитектуры и охраняются государством. Общая протяженность набережных по левому берегу — 4 км, по правому берегу — 3 км.
МОНАСТЫРКИ РЕКИ НАБЕРЕЖНАЯ
Набережная реки Монастырки протянулась вдоль реки от 1-го Лаврского моста и заходит за 2-й Лаврский мост. Издавна берега вблизи Александро-Невской лавры имели деревянное крепление. И только в 1965—1973 гг. берега были укреплены железобетонным банкетом, облицованным гранитом, и озелененными откосами (по проекту инженера Е. Е. Розенфельда). Общая протяженность обоих берегов реки — 1 км.
МОРСКАЯ НАБЕРЕЖНАЯ
Морская — относительно новая набережная. Находится на Васильевском острове между Шкиперской и Наличной улицами. Название ей присвоено в декабре 1972 года по месту расположения: она идет вдоль берега Финского залива.
МЫТНИНСКАЯ НАБЕРЕЖНАЯ
Мытнинская набережная, расположенная на правом берегу Невы, протянулась от Кронверкского проспекта до проспекта Добролюбова. Современное наименование набережная получила в 1882 г. по Мытному двору (так раньше называли таможню, то место, где производился сбор пошлины за провозимый товар), которая располагалась в этих местах. В XVIII—XIX вв. берега были укреплены деревом. В 1925—1927 гг. была сооружена наклонная стенка (по проекту инженеров Б. Д. Васильева и Е. В. Тумиловича), опиравшаяся на бетонный банкет. Интересно были сделаны ограждения, состоявшие из чугунных тумб и цепей. В 1960 г., когда строился Биржевой мост, набережная была демонтирована. Здесь была сооружена высокая гранитная стенка, а у подходов к Кронверкскому мосту появился низкий гранитный банкет (по проекту инженера А. А. Куликова и архитектора Л. А. Носкова). Протяженность Мытнинской набережной около 0,5 км.
НОВО-АДМИРАЛТЕЙСКОГО КАНАЛА НАБЕРЕЖНАЯ
Набережные Ново-Адмиралтейского канала протянулись от Английской набережной до набережной Адмиралтейского канала. Первоначально носила название Галерная улица. Современное название известно с 1830-х гг. В 1970—1971 гг. были созданы постоянные набережные Ново-Адмиралтейского канала (по проекту инженера А. Д. Гутцайта). При этом по левому берегу были сооружены гранитные набережные с низким банкетом и озелененным откосом, а по правому — высокая гранитная стенка с чугунными ограждениями, как на реке Мойке. Протяженность банкета по Ново-Адмиралтейскому каналу — 256 м, высокой стенки — 270 м.
НОВОСМОЛЕНСКАЯ НАБЕРЕЖНАЯ
Новосмоленская набережная протянулась от Наличной улицы до улицы Кораблестроителей. С 1976 г. она именовалась Октябрьским проспектом, так как на эспланаде собирались соорудить «монумент в честь Великой Октябрьской революции». В 1980-1982 гг. была построена двухъярусная набережная с гранитным банкетом (по проекту инженера Л. Н. Соболева и архитекторов В. М. Иванова, Н. А. Москвина). На нижнем ярусе прогулочная дорожка, которая соединяется с верхней дорожкой, проходящей вдоль бровки озелененного откоса, лестничными спусками и пандусами. Длина низкого гранитного банкета около 1 км.
ОБВОДНОГО КАНАЛА НАБЕРЕЖНАЯ
Набережные Обводного канала протянулись от проспекта Обуховской Обороны до реки Екатерингофки. До 1930-х гг. берега канала имели только деревянные укрепления (за исключением участков у мостов). В 1932—1934 гг. начались работы по устройству постоянных набережных (по проекту инженеров Г. К. Усова, И. Б. Тарасенко, архитектора К. М. Дмитриева, руководитель работ П. П. Степнов). На левом берегу (от Невы до Атаманского моста и между проспектами Лермонтовским и Газа) и на правом берегу (от Невы до Ново-Каменного моста) были сооружены стенки из бутовой кладки с отделкой цементной штукатуркой. В 1935 г. строительство набережных велось в основном у истоков канала. Берега были облицованы темным диабазом «под скалу», а верхняя часть стены — розового гранита. Имеются два лестничных спуска. Работы были продолжены после Великой Отечественной войны в 1957 г. (по проектам инженеров А. Д. Гутцайта, Б. Б. Левина, А. И. Рубашова, П. П. Рязанцева и архитекторов В. М. Иванова, Л. А. Носкова). В верховьях канала, где берега выше, набережные имеют два яруса: нижний — прогулочный и верхний — транспортный, разделенные озелененными откосами. В низовой части канала набережные одноярусные, с гладкой гранитной облицовкой. Сварные ограждения опираются на тумбы из серого гранита (по проекту архитектора К. М. Дмитриева). Участок левобережной набережной вдоль бассейна Обводного канала был закрыт в 1960-е гг. Участок правобережной стороны — в 1970-е гг., а участок левобережной стороны от Глиняной улицы до бассейна Обводного канала — в 1980-е гг. Протяженность набережных Обводного канала около 7,7 км.
ОБУХОВСКОЙ ОБОРОНЫ ПРОСПЕКТА НАБЕРЕЖНАЯ
Набережная проспекта Обуховской Обороны протянулась на левом берегу Невы от моста Александра Невского до устья реки Мурзинки, а набережная с постоянным креплением (протяженностью 2,4 км) расположена между Речным вокзалом и мостом Александра Невского. Название набережной возникло от одноименного проспекта, который выходит на эту набережную. Раньше проспект назывался Шлиссельбургским. Работы по укреплению берега и благоустройству прибрежной полосы начались в 1926 г. (по проекту инженеров Б. Д. Васильева, Е. В. Тумиловича и архитекторов В. А. Витмана и М. А. Орлова). Двухъярусная набережная протяженностью 880 м между заводами Пролетарским и Фарфоровым им. М. В. Ломоносова выложена крупным камнем «под скалу». Набережная имеет многочисленные гранитные лестничные спуски. Нижний ярус первоначально предназначался для грузовой площадки, верхний — для прогулочной дорожки. В настоящее время оба яруса используются как прогулочные дорожки. Вдоль набережной расположены видовые площадки и высокая терраса со стенкой, облицованной гранитом. Работы по сооружению набережной были завершены в 1928 г. В 1932—1936 гг. при строительстве Володарского моста были сооружены вертикальные гранитные стенки. В 1965 г. между рекой Монастыркой и Обводным каналом была сооружена железобетонная стенка.
ОЗЕРНАЯ НАБЕРЕЖНАЯ
Совсем небольшая набережная на окраине Красного Села, длиной менее 300 м.
ОККЕРВИЛЬ РЕКИ НАБЕРЕЖНАЯ
Река Оккервиль довольно длинная, но ее имя носит только небольшой участок ее левого берега в Веселом Поселке между Российским пр. и ул. Большая Яблоновка. Длина менее 1500 м.
ОКТЯБРЬСКАЯ НАБЕРЕЖНАЯ
Октябрьская набережная протянулась от Зольной улицы (недалеко от Финляндского железнодорожного моста) до поселка Новосаратовка. Свое название она получила в 56-ю годовщину Октябрьской революции. Первоначально набережная именовалась дорога Правого берега Невы, а с 1930-х гг. — набережная Правого берега Невы. Освоение этих мест началось в 1840-х гг., когда была построена писчебумажная фабрика предпринимателей Варгунина и Гоберта. В 1932— 1939 гг. начались работы по укреплению берега между Финляндским железнодорожным и Володарским мостами. Проект набережной откосного типа выполнили инженеры Г. К. Усова, И. Б. Тарасенко и архитектор К. М. Дмитриев. Откос набережной выложен диабазовой шашкой и упирается в бетонный банкет на свайном основании. Лестничные спуски расположены вдоль набережной через каждые 250 м. Ограждения выполнены из чугунной ажурной решетки, рисунок которой состоит из переплетающихся овалов. Участки набережной, примыкающие к Володарскому мосту, выполнены в виде вертикальной стенки с гранитной облицовкой и композиционно связаны с устоями моста. Работы были выполнены под руководством инженера Ф. Ф. Заленского. В 1957—1959 гг. по проекту инженера А. Д. Гутцайта набережная была продолжена на участке от Володарского моста до 5-й ГЭС протяженностью 1,5 км. Облицовка — из железобетонных плит, а ограда повторяет рисунок предыдущего участка. Протяженность всей набережной свыше 5,5 км.
ОКТЯБРЯТ НАБЕРЕЖНАЯ
Небольшой участок левого берега р. Ижоры при впадении ее в р. Неву в пос. Усть-Ижора. Длина около 300 м.
ОЛЬГИНА ПРУДА НАБЕРЕЖНАЯ
Набережная пруда в Петродворце. Длина около 400 м.
ОХТЫ РЕКИ НАБЕРЕЖНАЯ
Вплоть до середины XX в. берега Охты были укреплены только деревянными стенками. В 1960-х гг. берега реки Большой Охты (так река называется после впадения в нее реки Оккервиль) были оформлены низкими банкетами с озелененными откосами (по проекту инженеров Б. Б. Левина и Е. Е. Розенфельда). В это же время на правом берегу была сооружена высокая гранитная стенка, а на левом — низкий гранитный банкет с озелененным откосом (по проекту инженеров Б. Э. Дворкина и П. П. Рязанцева). В 1978 г. на левом берегу Большой Охты, вдоль территории завода им. Лепсе, была сооружена высокая железобетонная стенка, облицованная гранитом (по проекту инженера Л. Н. Соболева). В 1980-1981 гг. была сооружена железобетонная низкая банкетная стенка с озелененными откосами в районе центральной дуговой магистрали (протяженностью 450 м). В 1982 г. были построены похожие стенки по Индустриальному проспекту (протяженностью 150 м) и в районе бывшей дачи Долгорукого (протяженностью 200 м). В 1985 г. появляется сходное оформление берегов реки вниз по течению Большой Охты от моста Красный Судостроитель (протяженностью 135 м по проекту инженеров С. Н. Шилкиной и А. А. Сизова).
ПЕРЕВОЗНАЯ НАБЕРЕЖНАЯ
Небольшой участок (немногим более 400 м) левого берега Невы в Невском районе. Почти в самую середину Перевозной набережной упирается Общественный переулок, проходящий от пр. Обуховской обороны.
ПЕСОЧНАЯ НАБЕРЕЖНАЯ
Песочная набережная, расположенная на левом берегу реки Малой Невки, протянулась от Каменноостровского проспекта до Лева-шовского проспекта. Название Песочной она получила в XIX в. по песчаным берегам Малой Невки. В 1968-1971 гг. берег был укреплен низким железобетонным банкетом с озелененным откосом (по проекту инженера А. А. Соколова и архитектора А. В. Говорковского). В это же время были сделаны два гранитных лестничных спуска и чугунные ограждения от Каменноостровского моста до Вязовой улицы (по проекту инженера Ю. Л. Юркова и архитектора Л. А. Носкова). Ближе к Молодежному мосту банкет переходит в высокую гранитную стенку. Протяженность набережной 1,6 км.
ПЕТРОВСКАЯ НАБЕРЕЖНАЯ
Петровская набережная, расположенная на правом берегу Невы, протянулась от истока Большой Невки до Троицкого моста. Первое время она называлась Набережной линией, потом Невской набережной, Троицкой набережной. 9 мая 1903 г. ей было присвоено название набережная Петра Великого в честь Петра I. С начала XVIII в. берег в этом месте укреплялся деревом, но все равно оставался неблагоустроенным. В 1901 — 1903 гг. была сооружена высокая гранитная стенка (по проекту инженера Ф. Г. Зброжека и архитектора Л. И. Новикова). Эту стенку из-за мелководья пришлось вынести в русло реки на 30—40 м. Недалеко от Петровской набережной находится деревянный домик Петра I. В 1907 г. напротив домика создан парадный гранитный спуск (по проекту архитектора Л.Н.Бенуа при участии инженера Ф. Г. Зброжека и архитектора Л. И. Новикова). Здесь же на высоких гранитных постаментах были установлены высеченные из гранита скульптуры мифических персонажей «Ши-цза», привезенные из Маньчжурии. Протяженность Петровской набережной 0,8 км.
ПЕТРОГРАДСКАЯ НАБЕРЕЖНАЯ
Петроградская набережная, расположенная на левом берегу Большой Невки, протянулась от Петровской набережной до улицы Чапаева. В середине XVIII в. она именовалась Дворянской набережной. Впоследствии набережная стала называться Петербургской. В 1914 г. была переименована в Петроградскую — в связи с переименованием Петербурга в Петроград. В XVIII—XIX вв. берега имели деревянное укрепление. В 1901 — 1903 гг. была возведена высокая гранитная стенка от истока Большой Невки до Сампсониевского моста, повторяющая архитектурное решение Петровской набережной (по проекту инженера Ф. Г. Зброжека и архитектора Л. И. Новикова). Остальная часть набережной состояла из низкой деревянной стенки с озелененными откосами. Гранитная стенка со спусками к воде и чугунным ограждением была продолжена до Гренадерского моста в 1966—1968 гг. (по проекту инженера Е. А. Болтуновой и архитектора Л. А. Носкова). В 1948 г. около Сампсониевского моста, у стенки Петроградской набережной, был поставлен на вечную стоянку крейсер «Аврора». Петроградская набережная является памятником архитектуры и охраняется государством. Протяженность набережной около 1,5 км.
ПИРОГОВСКАЯ НАБЕРЕЖНАЯ
Пироговская набережная, расположенная на правом берегу Невы и при истоке Большой Невки, протянулась от Малого Сампсониевского проспекта до улицы Академика Лебедева (у истока Большой Невки, между мостами Литейным и Свободы). Современное название набережной было присвоено в 1898 г. в честь Н. И. Пирогова — выдающегося русского хирурга и анатома, основоположника военно-полевой хирургии. В мае 1979 г. четыре набережные (Фокина, Пироговская, Выборгская, Адмирала Ушакова) были объединены в одну, получившую общее название — Выборгская. С сентября 1989 г. Пироговской набережной стал именоваться участок набережной в современных границах (в это время к ней была присоединена набережная Фокина — от Финляндского до Малого Сампсониевского проспекта). До конца XIX в. берег в этом месте укреплялся деревом и только при строительстве Литейного моста был сооружен небольшой участок гранитной стенки с лестничными спусками (по проекту инженера А. Е. Струве). В 1928-1931 гг. была сооружена стенка, облицованная диабазом шашкой, с лестничным спуском (по проекту инженеров Б. Д. Васильева, Е. В. Тумиловича и архитекторов В. Л. Витмана, М. А. Орлова). В 1960 г. была возведена высокая гранитная стенка у моста Свободы (по проекту инженеров А. Д. Гутцайта, Г. И. Смысловского и архитектора Л. А. Носкова), а в 1967 г. — у Литейного моста (по проекту инженера Л. А. Вильдгрубе и архитектора Ю. И. Синицы). Протяженность Пироговской набережной почти 2 км.
ПРЯЖКИ РЕКИ НАБЕРЕЖНАЯ
Набережные реки Пряжки протянулись от набережной реки Мойки до Лоцманской улицы. Современное название известно с середины XIX в. До 1980-х гг. берега реки были неустроенными и закреплены были только деревом. В 1982—1984 гг. на участке между Матисовым и Бердовым мостами по обоим берегам реки была сооружена низкая железобетонная банкетная стенка с лестничными спусками и озелененными откосами (по проекту инженеров П. А. Лашенкова, В. Н. Шлоцкого, Е. В. Будняцкой), а на участке между Матисовым и Банным мостами вдоль откосов были проложены прогулочные дорожки. И река Пряжка преобразилась. Протяженность благоустроенных набережных около 0,7 км.
РАЗЛИВНАЯ НАБЕРЕЖНАЯ
Маленькая улица в Сестрорецке на берегу оз.Сестрорецкий разлив. Длина около 300 м.
РОБЕСПЬЕРА НАБЕРЕЖНАЯ
Набережная Робеспьера, расположенная на левом берегу Невы, протянулась от Смольной набережной (в районе Водопроводного переулка) до Литейного проспекта. Первоначально набережная называлась Воскресенской по Смольному Воскресенскому собору. В 1916 г. ей было дано название Бельгийская набережная. Так как в то время две набережные носили имена союзных России держав — Английская набережная и Французская набережная (ныне набережная Кутузова), а Бельгия рассматривалась как третья союзная держава. Современное наименование набережная получила в октябре 1923 г. в честь М. Робеспьера — одного из руководителей Великой французской революции. В середине XIX в. на участке берега (около 300 м) вверх по течению от Литейного моста была возведена высокая гранитная стенка. В 1925-1926 гг. от этой гранитной стенки до Водопроводного переулка была сооружена двухъярусная набережная (по проекту инженеров Б. Д. Васильева, Е. В. Тумиловича под руководством инженера П. П. Степнова). Первый ярус — стенка высотой около 2 м, облицованная необработанным камнем, второй ярус — озелененный откос. В 1967-1978 гг. вся набережная была перестроена (по проекту инженеров Л.А.Вильдгрубе, А. Д. Гутцайта, Б. Б. Левина, П. П. Рязанцева и архитекторов Л. А. Носкова и Ю. М. Синицы). В результате проведенных работ набережная была расширена в сторону реки, была возведена высокая железобетонная стенка, облицованная гранитом был сделан широкий лестничный спуск с видовыми площадками напротив проспекта Чернышевского, ограждения набережной были выполнены в виде гранитного парапета. В 1995 г. на набережной была открыта скульптурная композиция, посвященная памяти жертв политических репрессий (скульптор М. М. Шемякин). Она образована фигурами двух сфинксов, поднятых на высокие мраморные пьедесталы. Лица сфинксов представляют собой символическое единение жизни и смерти. Одна половина лица, в виде черепа, обращена к тюрьме «Кресты». Скульптуры были отлиты в США и подарены Шемякиным Петербургу. Протяженность набережной Робеспьера 1,6 км.
СВЕРДЛОВСКАЯ НАБЕРЕЖНАЯ
Свердловская набережная, расположенная на правом берегу Невы, протянулась от Арсенальной улицы до Красногвардейской площади' Первоначально (с 1887 г.) набережная именовалась Полюстровской по находящейся поблизости местности Полюстрово. Слово «полюст-рово» представляет собою видоизмененное латинское «палюстер», что означает «болотистый». Современное название набережной было дано в 1938 г. в честь Я.М.Свердлова -- советского партийного и государственного деятеля. В 1773-1777 гг. на набережной была сооружена двухъярусная парадная терраса-пристань напротив дачи Кушелева-Безбородко (д. 40, предположительно по проекту архитектора Д.Кваренги). В то время по обе стороны от пристани располагались пушки для сигналов и салютов. Боковые лестницы и грот пристани были облицованы гранитом, а терраса декорирована четырьмя скульптурами сфинксов и вазами. В годы Великой Отечественной войны терраса-пристань была разрушена. В 1959-1960 гг. была произведена реставрация пристани (по проекту архитектора А. Л. Ротача и техника Г. Ф. Перлина) с воссозданием утраченных скульптур. В 1967—1970 гг. на участке от реки Охты до Пискаревского проспекта была возведена высокая гранитная стенка (по проекту инженера А. Д. Гутцайта и архитектора А. В. Васильева), а напротив Смольного был сооружен широкий гранитный спуск к воде. В 1978—1989 гг. была сооружена набережная между улицами Ватутина и Арсенальной по проекту инженера Л. Н. Соболева. Набережная была построена двухъярусной, с шестиполосной транспортной магистралью. Протяженность Свердловской набережной 3,2 км.
СЕСТРЫ РЕКИ НАБЕРЕЖНАЯ
Два участка на обоих берегах р. Сестры на территории Сестрорецка. Общая длина - немногим более 2 км.
СИНОПСКАЯ НАБЕРЕЖНАЯ
Синопская набережная, расположенная на левом берегу Невы, протянулась от площади Александра Невского до Смольного проспекта. Первоначально называлась Охтенская по Большеохтенскому (напротив Смольного проспекта) и Малоохтенскому (напротив проспекта Бакунина) перевозам через Неву. Впоследствии именовалась Невская (или Невско-Рождественская) набережная. В 1887 г. ей было присвоено имя Калашниковской набережной. Связано это было с нахождением здесь (д. 42—44) Калашниковского пивоваренного завода (ныне в составе ЗАО «ЛИВИЗ»). Современное название набережной было дано в 1952 г. к 100-летию победы российской эскадры над турецким флотом в Синопской бухте во время Крымской войны. В 1908—1911 гг. при сооружении Большеохтинского моста им. Петра Великого (по проекту инженера Г. Г. Кривошеина и архитектора В. П. Апышкова) участки берега, примыкающие к мосту, были укреплены низкой банкетной стенкой с озелененными откосами. В 1928-1929 гг. между банкетом Большеохтинского моста и улицей Моисеенко была возведена стенка, облицованная диабазом (по проекту инженера С. И. Еремина). В 1965 г. у моста Александра Невского была сооружена высокая гранитная стенка (по проекту инженера А. С. Евдонина и архитектора Ю. И. Синицы). В 1973—1977 гг. была возведена высокая гранитная стенка протяженностью 1,5 км (по проекту инженеров Л. Н. Соболева, А. Д. Гутцайта и архитектора В. М. Иванова). На большей части набережной установлены парапеты и чугунные ограждения. Протяженность набережной 2,6 км
СЛАВЯНКИ РЕКИ НАБЕРЕЖНАЯ
Участок вдоль р. Славянки на территории пос. Усть-Славянка
СМОЛЕНКИ РЕКИ НАБЕРЕЖНАЯ
Набережная реки Смоленки, расположенная на правом берегу, протянулась от набережной Макарова до проспекта КИМа. Первоначально набережная называлась набережной Черной речки, как тогда именовалась река Смоленка. До 1970-х гг. берега реки были укреплены деревянными стенками. В 1972 г. была сооружена высокая гранитная стенка по левому берегу от Малой Невы до Уральского моста (протяженностью около 800 м).
СМОЛЬНАЯ НАБЕРЕЖНАЯ
Смольная набережная, расположенная на левом берегу Невы, протянулась от Смольного проспекта до набережной Робеспьера. Наименование набережной — по находящемуся поблизости Смольному Воскресенскому собору. В 1997 г. началось строительство скоростной магистрали — Смольной набережной от Большеохтинского моста до набережной Робеспьера. В 2000 г. была введена первая очередь этой магистрали до улицы Смольного, длиной около километра. Соорудили гранитную набережную, уложили асфальт на проезжей части, замостили плиткой тротуары, оборудовали систему освещения. Была установлена новая ограда Смольного (общей длиной 400 м) со стороны Невы по проекту архитекторов В. Попова и Ю. Шиндина.
СТРЕЛКИ ВАСИЛЬЕВСКОГО ОСТРОВА НАБЕРЕЖНАЯ
Набережная Стрелки Васильевского острова расположена на правом берегу Большой Невы и продолжается по левому берегу Малой Невы (между Дворцовым и Биржевым мостами). Работы по созданию гранитных набережных на Стрелке начались одновременно с возведением Биржи (1805—1810 гг.). Сооружалась набережная по проекту архитектора Тома де Томона и инженера Ф. И. Герарда, а руководил строительством архитектор И. В. Рогинский. В работах по скульптурному оформлению принимал участие известный мастер-каменотес Самсон Суханов. С помощью подсыпки была образована искусственная площадь, отодвинувшая здание Биржи от берега на 120 м. Высокая гранитная терраса окружена пологими пандусами и нижней грузовой площадкой. Стенки террасы облицованы массивными гранитными блоками, декорированы арками, гранитными шарами на постаментах и масками львов. В 1963 г. была произведена реставрация этого скульптурного оформления набережной. В 1925—1926 гг. на террасе был разбит сквер (по проекту архитектора Л. А. Ильина). Набережная Стрелки Васильевского острова является выдающимся памятником архитектуры и охраняется государством. Протяженность набережной 0,6 км.
УНИВЕРСИТЕТСКАЯ НАБЕРЕЖНАЯ
Университетская набережная, расположенная на правом берегу Невы, протянулась от Биржевой площади до площади Трезини. Первоначально набережная именовалась Наличной линией, так в то время назывались лицевые улицы. Набережная имела и другие названия: Большая набережная, Набережная перспектива, Кадетская набережная. Современное наименование набережная получила в 1887 г. по находившемуся на ней Петербургскому университету. В 1805-1810 гг. была создана высокая гранитная стенка с двумя спусками (по проекту архитектора Тома де Томона и инженера Ф.И.Герарда). Стенка была доведена до устоев Исаакиевского наплавного моста. В 1831-1834 гг. высокая гранитная стенка была продолжена до пристани у здания Академии художеств (по проекту инженера Е. А. Адама), а напротив Румянцевского сада был устроен широкий грузовой спуск. В 1832-1834 гг. была создана гранитная пристань напротив здания Академии художеств (по проекту архитектора К. А. Тона и инженера Е. А. Адама), которая была украшена древнеегипетскими гранитными сфинксами, установленными на гранитных пьедесталах, бронзовыми жирандолями и скульптурами грифонов. Сфинксы, высеченные из сиенита в XIII в. до н. э., были найдены в 1820-х гг. в Египте и куплены русским правительством. На постаментах была высечена надпись: «Сфинкс из древних Фив в Египте перевезен в град Святого Петра в 1832 году». Грифоны были утрачены во второй половине XIX в. В 1958-1960 гг. они были восстановлены скульптором Г. Ф. Цыганковым. На набережной сохранился в первоначальном виде береговой гранитный устой Исаакиевского наплавного моста, созданного в 1819-1841 гг. инженерами А. А. Бетанкуром и В. К. Треттером. В 1850-х гг. гранитная стенка была доведена до Благовещенского моста (по проекту инженеров С. В. Кербедза и А. А. Серебрякова 2-го). В 1985-1986 гг. был произведен капитальный ремонт от устоя Исаакиевского наплавного моста до Менделеевской линии, при этом спуск был перенесен напротив Менделеевской линии. В 2003 г. на береговом устое, сохранившемся от Исаакиевского наплавного моста, была установлена стела — памятник инженеру А. А. Бетанкуру (авторы О. С. Романов, Э. П. Соловьев, А. Г. Раскин, И. В. Букато). Университетская набережная является выдающимся памятником архитектуры и охраняется государством. Протяженность набережной 1,2 км.
УШАКОВСКАЯ НАБЕРЕЖНАЯ
Ушаковская набережная, расположенная на правом берегу Большой Невки, протянулась от набережной Черной речки до улицы Академика Крылова. В конце XIX в. набережная называлась Строгановской набережной, по фамилии графов Строгановых, владевших находившейся поблизости дачей. Автором проекта дачи был знаменитый русский архитектор А. Н. Воронихин. В 1952 г. набережная была переименована в набережную Адмирала Ушакова в честь Ф. Ф. Ушакова — великого русского флотоводца. С 1979 г. по 1989 г. набережная входила в состав Выборгской набережной. В 1955 г. берега были укреплены деревянными стенками. В 1977 г. на участке берега, примыкавшем к Головинскому мосту, была возведена высокая гранитная стенка (по проекту инженера А. Д. Гутцайта и архитектора В. М. Иванова). Протяженность набережной около 1 км.
ФОНТАНКИ РЕКИ НАБЕРЕЖНАЯ
Набережные реки Фонтанки протянулись от набережной Кутузова до Адмиралтейского завода. Разные участки набережной в разное время носили названия: Набережная линия, Фонтанная набережная, Караванная набережная, Фурштатская Набережная улица. Участок четной стороны набережной от набережной Кутузова до улицы Пестеля в 1913 был переименован в набережную Принца Ольденбургского в честь принца П. Г. Ольденбургского — родственника императорской фамилии, генерала от инфантерии. До середины XVIII в. река Фонтанка являлась южной границей города. Берега застраивались усадьбами, первой из них стал Летний сад с Летним дворцом Петра I. Поэтому в это время берега реки крепились деревом выборочно перед некоторыми усадьбами. В 1762—1769 гг. архитектором А. В. Квасовым был разработан проект благоустройства берегов Фонтанки. При этом планировалось не только укрепление берегов, но и создание предмостных площадей, многочисленных спусков и съездов к реке. Строительство осуществлялось в 1780-1789 гг. Были спрямлены берега, сооружены высокие стенки, облицованные гранитом, грузовые съезды и лестничные спуски, кованые ограждения, укрепленные между гранитными тумбами. Руководили работами по благоустройству известные инженеры: Ф. В. Бауэр, И. К. Герард, И. Н. Борисов, П. К. Сухтелен и К. Модерах. Ограждения выполнены предположительно по рисунку архитектора Д. Кваренги и выкованы на уральских демидовских заводах. Интересно, что металл решетки XVIII в. не ржавеет. Но секрет обработки металла уральскими мастерами был утерян. В середине XIX в. при перестройке Аничкова и бывшего Симеоновского мостов решетки набережных между ними были заменены ограждениями, как на реке Мойке. Набережные реки Фонтанки являются памятником архитектуры и охраняются государством. Протяженность левого берега реки Фонтанки 6,4 км, а правого — 5,7 км.
ЧЕРНОЙ РЕЧКИ НАБЕРЕЖНАЯ
Набережная Черной речки протянулась от Выборгской набережной до улицы Академика Шиманского. Какое-то время один из участков набережной именовался Строгановским по фамилии владельцев усадьбы графов Строгановых. В XVIII—XIX вв. берега речки почти не имели креплений и только на отдельных участках были построены деревянные стенки. В 1967—1973 гг. на участке между Головинским и Коломяжским мостами была сооружена низкая гранитная стенка (по проекту инженера Б. Э. Дворкина и архитектора Л. А. Носкова). Протяженность набережной свыше 2,3 км.
В этом разделе использованы описания разных авторов. |
Новости Название География История Наводнения Города Притоки Мосты Набережные Острова Нева в песнях Фотоальбом Экология Город на Неве Статьи Сайты о Санкт-Петербурге Контакты Роскошная дамочка с площадки http://ekaterinburg.prostitutki.bid/girls-services/tanets-zhivota/ накалит вашу страсть до предела танцем живота.
График прогноза температуры в Санкт-Петербурге: График прогноза приземного ветра в Санкт-Петербурге: |
||||||||||||
Copyright © 2011 NevaRiver.ru designed by Aliona Geraschenko |