Все о реке Неве: мосты, притоки, наводнения... Река Нева - география, история, наводнения.

Вернуться к основным разделам сайта

Вернуться к СПИСКУ МОСТОВ

ТЕАТРАЛЬНЫЙ МОСТ

Театральный мост  Оформление Театрального моста

   Первоначально - Конюшенный мост (1820 г.). Еще один Конюшенный мост был перекинут поблизости через р. Мойку (ныне Большой Конюшенный мост). Впоследствии — Малый Конюшенный мост (1828-1900 гг.). На плане 1821 г. обозначен как Царицынский мост. Название дано по Царицыну лугу (ныне Марсово поле). Современное название известно с 1836 г. Наименование перешло от современного Мало-Конюшенного моста через р. Мойку, который, в свою очередь, получил его в связи с тем, что поблизости на Царицыном лугу (ныне Марсово поле) находился театр Ивана Дмитревского (деревянное здание не сохранилось). Но на некоторых планах мост ошибочно обозначали как Малый Конюшенный вплоть до начала XX в.

   Мост располагаются в начале канала Грибоедова, там где он отходит от реки Мойки. Является лепестком трилистника, который образуют вместе с Мало-Конюшенным мостом и ложным мостом, только имитирующей мостовую конструкцию. Находится на площади перед собором Спаса на Крови и является непременным атрибутом свадебных гуляний молодоженов. Длина 23 метра, ширина — 15,5 метра.

   Театральный мост редко рассматривают в отрыве от Мало-Конюшенного моста, хотя Театральный мост пересекает канал Грибоедова, а Мало-Конюшенный - Мойку. Эти два моста даже имеют общее неофициальное название - «Трехколенный», «Трехарочный», или «Тройной» мост.

   История Театрального и Мало-Конюшенного мостов уходит вглубь XVIII века, когда в месте соединения канала Грибоедова и реки Мойки было построено два узких деревянных мостика. В то время Театральный мост назывался Перво-Конюшенным. Он сменил свое название после того, как недалеко от него, на Царицыном лугу (будущее Марсово поле), был построен деревянный театр, предназначенный для выступления иностранных актеров.

   В начале XIX века было создано несколько проектов каменных и металлических мостов, которыми предполагалось заменить деревянные Театральный и Мало-Конюшенный. Но строительство новых мостов постоянно откладывалось. Это было связано прежде всего с тем, что в то время в городе шло строительство других важных зданий, формировался архитектурный ансамбль площади Искусств. Понятно, что в этой ситуации градостроители не могли уделить достаточно внимания небольшим мостикам возле Марсова поля. Это продолжалось до тех пор, пока известному петербургскому архитектору К.И.Росси не было поручено строительство дворца для брата Александра I великого князя Михаила Павловича, который должен был располагаться между каналом Грибоедова и Фонтанкой. Росси задумал построить не просто дворец, а целый архитектурный ансамбль. Для того чтобы реализовать эту идею, он занялся серьезной перепланировкой района. В числе объектов, спроектированных им для застройки места, были и необычные мосты, опирающиеся одними своими концами на берега канала Грибоедова и Мойки, а другими - на общую опору в середине Мойки. Тогда же возникло название Трехарочный мост, однако официально за двумя его частями оставили те имена, которые носили находившиеся здесь раньше деревянные мостики - Мало-Конюшенный и Театральный. К слову сказать, никакого театра рядом с Театральным мостом к тому времени уже не было - его снесли в конце XVIII века: театр мешал проведению парадов на Марсовом поле.

   Так в Санкт-Петербурге возникла уникальная мостовая композиция: на месте встречи Мойки и Екатерининского канала (так в то время назывался канал Грибоедова) произошла встреча двух маленьких, но очень красивых мостов. Подробный проект этих мостов разработал инженер Е. А. Адам, а руководил строительством инженер Г. М. Треггер. По первоначальному плану Адама ограды и фонарные столбы этих мостов должны были отличаться друг от друга, но Треггер посчитал, что мосты, составляющие единую композицию, должны и оформлены быть одинаково. Поэтому и Театральный, и Мало-Конюшенный мост были украшены одинаковыми фонарями и решетками с узором из копей, пальметток и лиц мифической Медузы Горгоны. При этом данный мостовой ансамбль не является симметричным. Правда, в ширину составляющие его мосты почти одинаковые, оба примерно по 15 с половиной метров, но длина у них разная: у театрального моста - 23 метра, а у Мало-Конюшенного - только 18 с половиной. Однако менее привлекательным «Тройной» мост от этого не стал.

   Несколько раз существование «Трехарочного» моста в буквальном смысле висело на волоске: в конце XIX и начале XX веков многие петербургские инженеры и архитекторы предлагали снести оба маленьких мостика, чтобы сделать на их месте один широкий мост или площадь. К счастью, не один из этих проектов не был утвержден, и единственная в своем роде композиция из двух мостов сохранилась. Более ста лет мосты существовали, не требуя никакого ремонта, и лишь в 30-е годы XX века были слегка модернизированы - их заасфальтировали, а тротуары отделили от проезжей части высокими поребриками В середине века на обоих мостах была восстановлена прежняя фигурная ограда.

   Хронология:
1730-е гг. - строительство деревянных Перво-Конюшенного и Мало-Конюшенного мостов.
1770 г. - строительство театра на Царицыном лугу и переименование Перво-Конюшенного моста в Театральный.
1779 г. - снос театра на Царицыном лугу.
1829-1830 гг. - строительство чугунных Театрального и Мало-Конюшенного мостов на месте деревянных.
1936 г. - капитальный ремонт Театрального и Мало-Конюшенного мостов.
1953 г. - реставрация Театрального и Мало-Конюшенного мостов.

   Многие горожане знают петербургский миф о том, что молодоженам необходимо три раза обойти вокруг Медного Всадника и выпить по бокалу шампанского на стрелке Васильевского острова, после чего эти бокалы надо разбить - тогда счастье в семейной жизни можно считать обеспеченным. А раньше в этот «свадебный маршрут» входила также прогулка по «Трехарочному» мосту - жених с невестой должны были пройти по обеим его частям, полюбовавшись своими отражениями в Мойке и канале Грибоедова.





Copyright © 2011 NevaRiver.ru

designed by Aliona Geraschenko