Все о реке Неве: мосты, притоки, наводнения... Река Нева - география, история, наводнения.

Вернуться к основным разделам сайта

Вернуться к СПИСКУ МОСТОВ

АНИЧКОВ МОСТ

Аничков мост  Решетка Аничкова моста  

   Аничков мост через Фонтанку расположен в створе Невского проспекта. Длина моста 54,6 м, ширина — 37,9 м. Назван по фамилии строителя — инженера-подполковника М. О. Аничкова, батальон которого дислоцировался неподалеку от моста в так называемой Аничковой слободе. По указу Петра I в 1715 г.: «За Большою Невою на Фонтанной реке по першпективе зделать мост» начали строить деревянный балочный многопролетный мост на свайных опорах длиной 150 м, перекрывавший проток и заболоченную пойму. Окончены работы в мае 1716 г. В 1726 и 1742 гг. мост капитально ремонтировался. В 1749 г. архитектор Семен Волков подготовил новый деревянный мост на свайных опорах для пропуска слонов — «Индийского подарка», ожидавшихся к проходу по старой Московской дороге. Мост не имел разводного пролета. Пролетное строение моста обшили досками и оформили под гранит. В 1783-1787 гг. сооружается постоянный Аничков мост (предположительно по проекту Ж.-Р. Перроне) — каменный, 3-пролетный со средним деревянным подъемным пролетным строением, аналогичный Чернышеву (Ломоносова) мосту, сохранившемуся до наших дней.

   В 1841 г. Аничков мост был перестроен: расширен до красной линии Невского проспекта, удалены башни, все пролеты сделаны арочными. Проект нового моста разработал инженер И. Ф. Буттац, при участии инженера А. X. Редера. Работы выполнял подрядчик М. Пименов под руководством инженеров Н. Дершау и А. Соболева. Надзор за строительством осуществлял инженер А. Д. Готман. Литая чугунная ограда с барельефами морских коньков и русалок была выполнена архитектором А. П. Брюлловым по мотивам решетки, созданной архитектором К. Ф. Шинкелем для берлинского Дворцового моста.

   Главной художественной особенностью моста стали установленные на гранитных пьедесталах устоев четыре конные скульптурные группы «Укрощение коня человеком», созданные скульптором бароном П. К. Клодтом. Изображение укрощаемого коня стало одним из символов города. Первые две скульптурные группы, отлитые в бронзе, установлены на западныхзападных устояхустоях моста в 1841 г. Копии этих скульптурных групп, выполненные в 1840-х гг., были отправлены в Берлин, Неаполь и Орловскую усадьбу в Стрельну. Скульптурные группы на восточных устоях установлены в 1850 г. В блокаду скульптурные группы были сняты с пьедесталов и закопаны в саду Дворца пионеров. Во время немецких бомбежек и артиллерийских обстрелов мосту нанесены серьезные повреждения. Повреждены большие участки ограждений и гранитные постаменты. Ограждения восстановлены еще до Дня Победы, а к 1 мая 1945 г. скульптурные группы вернулись на свои пьедесталы. В 2000 г. скульптуры были отправлены на реставрацию, и к 300-летию города их вернули на место.

   В 1906—1908 гг. была произведена частичная реконструкция моста: переложены кирпичные своды, которые были облицованы розовыми гранитными камнями чистой и получистой тески, конструкции моста изолированы рольным свинцом, тротуары выполнены из большеразмерных плит красного гранита. В проведенных работах принимали участие инженеры С. П. Бобровский, Г. Г. Кривошеий и архитектор П. В. Щусев.





Copyright © 2011 NevaRiver.ru

designed by Aliona Geraschenko