Все о реке Неве: мосты, притоки, наводнения... Река Нева - география, история, наводнения.

Вернуться к основным разделам сайта

Вернуться к СПИСКУ МОСТОВ

1-Й ИНЖЕНЕРНЫЙ МОСТ

1-й Инженерный мост  Неприметный украшения 1-го Инженерного моста

   1-й Инженерный мост через Мойку расположен в створе набережной Фонтанки. Длина моста 27,8 м, ширина — 9,5 м. Название связано с новым наименованием Михайловского (Инженерного) замка, где в 1823 г. разместилось Главное инженерное училище.

   В 1780-х гг. здесь был построен деревянный мост, названный Летним. В 1828-1830 гг. был сооружен новый однопролетный арочный металлический мост (по проекту инженеров П. П. Базена и Б. П. Э. Клапейрона). Основания под береговые устои были выполнены в виде ростверка на сваях. Каменные опоры облицевали гранитными блоками чистой тески. Металлические конструкции моста изготовили на Александровском чугунолитейном заводе и на заводе К. Н. Берда. Во второй половине XIX века Летний мост сначала был переименован в Инженерный, потом (с 1882 г.) в 1-й Инженерный. Фасады арок украшены накладными отливками из чугуна в виде античных щитов и шлемов. Фонари изготовлены в виде пучков скрещенных копий, соединенных посреди переплетающимися венками. Такая конструкция отличается повышенной устойчивостью. Решетка моста выполнена по рисунку архитектора Л. И. Шарлеманя и представляет собой короткие копья-дротики, соединенные горизонтальными тягами. Столбы решетки выполнены в виде ликторских пучков; на них укреплены мечи и щиты с изображением головы Горгоны Медузы.

   В 1946 г. движение по мосту было закрыто из-за просадки опор и прогрессирующих деформаций пролетного строения. В 1952-1954 гг. мост был капитально перестроен (по проекту инженера Б. Б. Левина). В основание опор были добавлены наклонные сваи. Вместо старых чугунных арок в новом пролетном строении применены 2-шарнирные, предварительно напряженные рамы со стальным ригелем и железобетонными ногами. Архитектурное оформление моста восстановлено в прежнем виде. Фонари воссозданы по проекту архитектора А. Л. Ротача. В 2002 г. мост был отреставрирован.

   Из «Топонимической Энциклопедии Санкт-Петербурга»:

   Первоначально -Летний мост (1828-1882 гг.). Название дано по находящемуся на правом берегу реки Летнему саду. На плане 1829 г. обозначен как Новый Чугунный мост. Вторая часть названия связана с материалом, из которого мост построен.

   С 1891 г. — Инженерный мост. Название связано с местонахождением (наб. р. Мойки, 2) Инженерного (Михайловского) замка. С середине 1890-х гг. устанавливается современное наименование, в то время как 2-м Инженерным становится другой Инженерный мост (через засыпанный Воскресенский кап. но наб. р. Фонтанки у Замковой ул.). носивший прежнее название с 1836 г. (на плане 1829 г. он обозначен как Новый Каменный мост). Существуют также варианты Инженерный мост № 1 и Инженерный мост № 2.





Copyright © 2011 NevaRiver.ru

designed by Aliona Geraschenko